Кто такой «патентный тролль» и чем он опасен для бизнеса

Определение патентных троллей

Первое определение «патентных троллей» было дано Питером Деткиным, бывшим адвокатом и помощником генерального юрисконсульта в компании Intel Corporation, американской компании, производящей чипы. После того, как Intel был предъявлен судебный иск компанией-патентовымогателем, он придумал понятие «патентные тролли». Деткин определял их как «лица, пытающиеся заработать много денег на патентах, которые они не практикуют и не собираются практиковать». Существуют также и другие термины для определения «патентных троллей»: «патентные пираты», «патентные вымогатели», «патентные паразиты» или «патентные спекулянты». Другие, более нейтральные термины – «патентно-лицензионные компании» или «не практикующие лица».

Вместо того, чтобы активно использовать запатентованные изобретения, развивать их самим или с помощью продажи лицензий, они контролируют торговлю фирм, которые могут применить запатентованные изобретения в различных продуктах. Когда это происходит, «патентные тролли» вступают в контакт с производителем и требуют выдачи лицензионных платежей в качестве компенсации за разрешение на использование охраняемого изобретения или полезной модели. Причем платежи эти могут исчисляться миллионами долларов, а патентное законодательство – формально на стороне «троллей». Если обратная сторона отказывается платить «дань», тролли идут в суд для защиты своих законно зарегистрированных патентов.

Признаки патентного тролля

Типичного «патентного тролля», облеченного в юридическое лицо, можно определить по 4 признакам. Такой тролль:

  1. Не имеет значительных активов, за исключением патентов. Патенты являются собственностью и, как и любой другой вид собственности, могут свободно покупаться и продаваться.
  2. Не производит никаких продуктов. Как правило, «патентный тролль» хочет горшок со сверкающим золотом в обмен на абсолютно ничегонеделание.
  3. В качестве ключевых сотрудников имеет патентных поверенных.
  4. Приобретает патенты, но не придумывает самой технологии. При этом патенты дешево приобретаются у индивидуальных изобретателей, обанкротившихся компаний или малых предприятий, которые не имеют потенциала и юридического опыта, чтобы эффективно защищать свои патентные права.

Переход на тёмную сторону

Анекдотично, но история с Питером Деткиным закончилась тем, что в 2002 году тот основал собственное интеллектуальное предприятие, которое в 2013 году было зарегистрировано в качестве крупнейшего патентного холдинга. После того, как сам боец против патентных троллей в Intel corporation набрался богатого опыта, Деткин удивительным образом перешел на сторону «врага» и создал одно из таких же предприятий. Хотя сейчас он, наверное, не использует этот термин, чтобы описать деятельность своей собственной компании.

И это не случайно. Ведь предъявляемые роялти достигают немыслимых сумм. В 2001 году завязалась тяжба в сфере сетевых технологий и продуктов между NTP Inc. и известной компанией Research In Motion Ltd. (RIM), переименованной в BlackBerry с 30 января 2013 года. Компания NTP утверждала, что технологии восстановления операционной системы по электронной почте, применяемые компанией RIM, нарушают ряд ее патентов. Цена ущерба, предъявляемая истцом, составляла 612 миллионов долларов. Суд удовлетворил эти требования, а через год RIM подверглась еще одному нападению со стороны того же «патентного тролля», но на гораздо более «скромную» сумму – всего на 53 миллиона доллара.

Такая проблема экономических войн с «патентными троллями» характерна не только для интеллектуальных производств в сфере IT-технологий. В США патентное законодательство считается настоящим проклятием «Силиконовой долины», но немало исков предъявляется троллями и другим компаниям – производителям пищевых продуктов, моющих средств и косметики, машиностроения, бытовых товаров. Ведь запатентовать можно все – от рецепта на квашеную капусту до формы пластиковой бутылки, используемой в качестве упаковки.

Конечно, опытному «троллю» выгоднее получить хороший куш с большой компании, чем тратить время на мелких производителей. Плюс ко всему, в последние годы компании, которые вполне «честно» производят продукцию и услуги, не гнушаются использовать инструментарий «патентных троллей» для борьбы со своими конкурентами. По некоторым оценкам, на судебные тяжбы с «патентными троллями» приходится около 67% всех патентных исков.

Возвращаясь к сказочным персонажам, нелишне узнать, как «патентные тролли» сами относятся к своей деятельности. Многие из них считают себя вовсе не троллями, а «патентными ангелами», так как помогают восстановить баланс в системе патентного законодательства, и помогают мелким изобретателям осознавать весь потенциал их идей. Возможно. Но по оценкам некоторых европейских исследователей, на «содержание» этих весьма прожорливых существ за последние 20 лет ушло около 500 млрд. долларов, которые можно было бы использовать для развития тех же инноваций во всех сферах деятельности.

Российские реалии

В 1999 году был опубликован патент, по описанию соответствующий обыкновенной стеклянной бутылке. «Авторами» изобретения стали два жителя Московской области, а патентообладателем – Общество с ограниченной ответственностью «Технополис». Данное юридическое лицо пыталось потребовать лицензионных отчислений в размере 0,5 % от всей выручки с пивных компаний и производителей безалкогольных напитков. По решению Палаты по патентным спорам патент был аннулирован.

В 2012 году лаборатория Касперского одержала победу в судах над патентным троллем из США, тем не менее затраты на судебные разбирательства составили 2,5 млн. долларов.

В 2013 году россиянин потребовал от компании Samsung 10,9 млн. долларов технологию двух сим-карт в мобильных телефонах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий