Договор факторинга подразумевает соглашение между предпринимателем и банком или факторинговой компанией об оплате поставки на момент отсрочки платежа покупателем. Таким образом, предприниматель уступает фактору право на финансовые требования к третьему лицу, т. е. непосредственному покупателю. Договор факторинга в большинстве случаев сопровождает сделки по покупке-продаже различных товаров и значительно реже сделки по предоставлению услуг и проведению работ.
Как это происходит? После отгрузки товара поставщик предоставляет соответствующие документы фактору, тот в течение от одного до трёх дней переводит на счёт компании 70-90% от суммы сделки. Оставшуюся часть, за вычетом стоимости своих услуг, фактор переводит после получения денег от покупателя. Срок ожидания оплаты прописывается в договоре и может варьироваться от 90 до 180 дней.
Часто в договоре прописываются условия реализации права регресса, при котором клиент возмещает фактору убытки в случае, если покупатель не оплатил счёт в установленный срок. Возможен вариант заключения договора и безрегрессного факторинга, но для этого поставщик должен иметь безупречную репутацию и быть готовым платить увеличенный процент.
Как и где оформить факторинг
Услуги факторинга предоставляют банки и специализированные факторинговые компании. Стандартный договор заключается на год с возможностью продления или бессрочно до расторжения одной из сторон. В документе прописываются по каким сделкам будет применяться услуга: по всем подряд или выборочно по определённому лимиту, периоду или контрагентам, а также предельная сумма предоставления средств в месяц. Установленный лимит в любой момент можно пересмотреть и повысить. Дополнительно может быть ограничен и минимальный размер ссуды.
При подаче заявки на получение факторинга необходимо указать сведения о всех покупателях, для каждого из них будет определён свой предел, исходя из размера сделок и истории взаимоотношений. Факторинг не требует перезаключения договора между поставщиком и покупателями. Последним нужно только предоставить новые реквизиты для оплаты счетов. По ходу действия договора фаткоринга, в него можно добавлять новых покупателей.
Требования к получателю факторинга
Получатель факторинга должен иметь стаж предпринимательской деятельности больше одного года, официально зарегистрированное юридическое лицо, необходимые лицензии и разрешения, прозрачную систему отчётности и документально подтверждённую финансовую состоятельность. Также предпринимателю обязательно нужно быть собственником реализуемого товара.
Прописанные в договоре покупатели должны быть платежеспособными, иметь хорошую репутацию и длительный срок взаимоотношений с получателем факторинга. Все сделки должны проходить по безналичному расчёту.
Все проверки обычно проходят в течение двух недель, после чего, в случае одобрения заявки, оформляется договор.
Преимущества и недостатки факторинга
- факторинг повышает конкурентоспособность компании за счёт возможности предоставления покупателям длительной отсрочки по оплате без кассовых разрывов;
- факторинг ускоряет оборот денежных средств организации, позволяет вовремя рассчитываться с контрагентами. Таким образом, предприниматель, рассчитываясь с подрядчиками в срок может получать скидки на закупку сырья и/или оборудование, а свой товар сбывать с наценкой по причине предоставления длительной рассрочки;
- факторинг не требует залога и поручительства;
- факторинг не считается кредитом и не сказывается на балансе и финансовой привлекательности бизнеса для инвесторов;
- затраты на оплату факторинга полностью относятся на себестоимость, тем самым уменьшая налог на прибыль;
- фактор может дополнительно взять администрирование дебиторской задолженности и полностью освободить предпринимателя от учёта поступлений за поставки.
Существенным минусом факторинга является его дороговизна и высокие требования для заключения договора. Но такова цена за все его преимущества для бизнеса.
Цена факторинга
Цена факторинга зависит от каждого конкретного клиента и складывается из трёх показателей:
- факторинговая комиссия – от 0, 25% до 0, 5% от суммы сделки без НДС;
- процент за пользование деньгами фактора – от 14% до 20% годовых;
- комиссия за обработку документов – от 50 до 100 руб. за счёт-фактуру.
Величина процентной ставки зависит от финансовых показателей бизнеса, кредитной истории и характера дебиторской задолженности.