Чтобы зарегистрировать новый товарный знак, придется потратить немало времени. Однако, процедура, на самом деле, не такая сложная. Главное – учитывать все правила и следовать инструкции, которая дается в этой статье.
Особенности регистрации товарного знака в России и за рубежом
В современном мире вряд ли найдется человек, который не знает, что такое товарный знак. Мы ежедневно сталкиваемся с ними в магазинах, рекламе, в Интернете. Именно благодаря этому изображению потребители выделяют определенный товар и отличают его от других. Поэтому основной целью товарного знака является идентификация продукта.
В Российской Федерации, согласно законодательству, можно использовать товарный знак без его предварительной регистрации в Роспатенте. Однако не стоит думать, что можно обойтись и без уведомления государственных органов, так как без этой процедуры человек не имеет никаких прав на товарный знак, который могут просто украсть. Существует риск, что изображение будет заимствовано, что нарушит исключительные права владельца. Поэтому необходимо следовать правилам согласно ГК РФ.
В основном, за рубежом товарные знаки регистрируют в патентных ведомствах (страны ЕС и Латинской Америки), а другие придерживаются принципа «кто первый начал использовать» (США, Великобритания, Канада и многие другие).
В 1891 году была создана Мадридская система международной регистрации знаков. Наша страна принимает в ней участие с 1997 года. Эта организация обеспечивает владельцам товарных знаков полную безопасность и защищает их от плагиата. Именно благодаря ей бизнесмены выходят со своим продуктом и брендом на мировой рынок, не боясь того, что их фирменное изображение украдут.
Как зарегистрировать товарный знак
Все основные правила регистрации товарного знака оформлены в Приказе Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 N 482, где вся процедура подробно описана.
Для начала необходимо написать заявление и передать его в Роспатент, где оно пройдет тщательную проверку, а затем будет выдано свидетельство. Однако стоит учесть все нюансы во время составления заявления. Прежде всего, стоит описать все товары, которые будут подлежать маркировке, согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Если этого не сделать, то заявление не будет допущено до проверки. Необходимо описать именно классы, а не полные характеристики продукта. Также стоит учитывать, что в первоначальную стоимость входит лишь один класс МКТУ, за все остальные придется доплатить.
Для корректной регистрации товарные знаки должны быть представлены в виде изображений, текста, упаковки, комбинированной формы, звука, голограммы и т.д. Подать такое заявление имеют право лишь ИП, юридические лица и патентные поверенные, которые приходят от имени определенного заказчика (в этом случае на всех документах должна стоять подпись именно заказчика).
Если заявка успешно пройдет все этапы, то на руки владельцу выдадут свидетельство государственного образца со всеми данными о времени, номере и месте регистрации. Чтобы показать окружающим, что товарный знак внесен в реестр, многие производители ставят рядом с ним букву R в круге либо пишут фразу «зарегистрированный товарный знак». За рубежом распространен также символ «TM».
Предварительный этап регистрации
Для начала необходимо провести патентный поиск, так как на данный момент в базе Роспатента находится огромное количество товарных знаков, поэтому нужно убедиться, что повтора не будет. Существуют онлайн средства, чтобы провести данную операцию, однако, многие обращаются к патентным специалистам для экономии времени. Данная услуга является платной. В Роспатенте также оказывают помощь в поиске схожих знаков, но они не дают пояснений либо предложений для повышения уникальности.
Какие документы необходимо предоставить
Чтобы внести свой товарный знак в реестр, необходимо заполнить заявление в трех экземплярах, прикрепить документ с примерами его изображений в 6 экземплярах. Далее нужно будет оплатить госпошлины и приложить чеки. Стоит отметить, что заявителем и плательщиком должен быть один человек, иначе документы не будут рассматривать.
Как оформить заявку
Заявку заполняют в соответствии с определенным образцом, но никак не пишут в вольной форме. Пример можно либо взять в Роспатенте, либо скачать в интернете на их официальном сайте. Необходимо указать, где зарегистрирована фирма, кто подает заявление, товары в соответствии с классами МКТУ, изображение товарного знака, полное его описание и расшифровка смысла.
Все должно быть написано без помарок и исправлений. После принятия заявления нужно ждать решения от Роспатента.
Проверка заявления, этапы экспертизы
Для начала специалисты проверяют правильность оформления документов и наличие оплаченной госпошлины. Если все заполнено правильно, то заявителю придет соответствующее оповещение. Если будут найдены ошибки, то инстанция попросит их исправить, из-за чего срок регистрации будет значительно увеличен.
Далее следует самая долгая экспертиза: заявленного обозначения. Специалисты проверяют, существуют ли в реестре схожие товарные знаки, соответствует ли изображение всем нормативно-правовым актам РФ, удобно ли его идентифицировать. Именно после этого приходит одобрение или негативное решение по поводу выдачи сертификата.
Действия в случае отказа
Весь период экспертизы проходит в течение полугода, за это время можно подготовить все аргументы в защиту своего товарного знака, а также предложить свои варианты для исправлений ошибок. Самая частая причина отказа: наличие похожего товарного знака. Можно попробовать изучить найденное изображение. Так, если оно не было использовано уже более трех лет, то его можно ликвидировать за ненужностью.
Если ответ все равно отрицательный, то можно попытаться оспорить решение в Палате по патентным спорам, а затем отстаивать свою точку зрения в суде.
Сроки регистрации
В соответствии со статьей Гражданского Кодекса РФ, первая экспертиза не должна превышать месяц. Последующие процедуры будут длиться от 9 до 18 месяцев. Следует тщательнее заполнять документы, чтобы не было ошибок, так как их исправление и повторная подача заявления отнимет много времени. Если все процедуры пройдут успешно, то в итоге заявитель получит официальный сертификат, который действует десять лет.
Стоимость
Цена регистрации зависит от вида товарного знака, количества дополнительных услуг и числа классов МКТУ.
Оплатить госпошлину можно в три этапа. За регистрацию заявки нужно заплатить 2700 рублей, за первичную экспертизу – 11500 рублей, за все учтенные классы МКТУ, кроме базового – 2050 руб. за штуку, получение свидетельства – 16200 рублей. В итоге получится сумма примерно равная 30400 руб. Однако заполнить все документы с первого раза практически невозможно, поэтому за каждое последующее заявление придется платить госпошлину заново.
Юридические частные фирмы просят примерно от 16 до 20 тысяч рублей. Поиск схожих изображений в реестре дополнительно стоит около 10 тысяч рублей.