Прогуливаясь по городу вы видите магазинчики, мастерские, кафешки. Все эти объекты принято называть предприятия малого бизнеса. Но почему их относят к малому, а не к среднему или крупному? Что такое малый бизнес? По каким критериям определяют и относят сюда те или иные организации?
Для этого нужно рассмотреть те признаки, которые присущи всем предприятиям малого бизнеса, и которых нет у других форм. Это поможет лучше понять, как работают такие фирмы, как они устроены. В чем их достоинства и недостатки.
Признаки
Основные принципы отнесения компании к малому и среднему бизнесу определены ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. К признакам малого бизнеса можно отнести следующие:
Независимость в принадлежности и управлении
Практически все предприятия, которые относят к категории малого бизнеса независимы. По факту, руководителем объекта является сам владелец бизнеса. Владельцев может быть несколько, но это не так важно. Принцип управления заключается в том, что они руководят предприятием напрямую, без посредников. Собственник фирмы несет ответственность за работу предприятия и все принимаемые им решения своим имуществом и (в некоторых случаях) свободой.
Даже если фирма относится к франчайзинговым предприятиям, собственник торговой точки сам управляет и несет ответственность за ее работу. Франчайзинг – это всего лишь технология. Она дает возможность предпринимателю использовать уже раскрученный бренд, ассортимент, “ноу-хау” франчайзинговой компании, устройство сервисного обслуживания клиента. Финансовые и хозяйственные вопросы относятся полностью к компетенции владельца предприятия.
Невозможность установить монополию
Малые предприятия не могут доминировать на рынке, так как они способны обеспечить лишь ограниченное число покупателей. Для захвата рынка и установления монополии у мелких фирм просто нет достаточного объема материальных ресурсов. Более того, они вынуждены конкурировать с крупными, средними и малыми предприятиями.
Так как такая борьба изначально невыгодна из-за большой доли постоянных издержек в себестоимости единицы производимых товаров, то малые предприятия могут занять только ту часть ниши, где крупномасштабное поточное производство невыгодно. При этом малые предприятия могут даже сотрудничать с крупными, так между ними нет конкуренции. В остальных случаях – конкуренция с крупными и средними предприятиями приводит к банкротству.
Локальная ограниченность деятельности
Небольшие фирмы имеют ограниченный ассортимент и слабую логистику. Поэтому они обеспечивают своими товарами и услугами ограниченное число потребителей, проживающих в непосредственной близости. Нередко и сам владелец бизнеса живет рядом со своим предприятием.
По происхождению капитала
Чем крупнее предприятие, тем больше сумма вложенного первоначального капитала. Маленькие фирмы существуют на средства самого собственника. Он может взять деньги в долг у друзей, использовать собственные накопления или взять кредит в банке. Естественно, что это небольшие деньги, поэтому сумма первоначального капитала таких предприятий составляет несколько десятков, реже сотен, тысяч рублей.
Правительственные критерии
Законодательство РФ устанавливает по каким критериям относить те или иные предприятия к определенному классу. В качестве критериев выступают:
- численность персонала;
- объем выручки или чистой прибыли;
- сумма уставного капитала;
- форма предприятия.
В соответствии с законами и юридическими актами, предприятия, отнесенные к категории малого бизнеса имеют право на получение субсидий, дотаций, использования льготного режима налогообложения, помощи при регистрации и прочих видах поддержки государства.
Количество сотрудников
Одним из наиболее существенных показателей размера предприятия является количество работников. Предприятия занимающиеся производством и имеющее менее 100 сотрудников считается малым. В других сферах это число может быть иным. Многие эксперты полагают, что именно по этому критерию следует оценивать размер организации.
Виды малого бизнеса
Есть четыре вида малого бизнеса. Это производство, обслуживание, оптовая и розничная торговля. Каждый из них имеет свои особенности, которые нужно знать и учитывать перед началом предпринимательской деятельности.
Производство
Производство – это переработка сырья в готовую продукцию или полуфабрикаты. Существует два вида производства: первичное и вторичное. В первом случае используется сырье, полученное при добыче. Например, нефть, железо, древесина. При вторичном производстве используются в качестве сырья уже использованные изделия, которые стали непригодными для использования их по прямому назначению. Например, переработка пластмассы и пластика, макулатуры.
Обычно производством занимаются крупные предприятия, но, несмотря на риск и жесткую конкуренцию. Некоторые сферы производства могут освоить предприятия малого бизнеса и продавать произведенные изделия. Они выпускают продукцию, которую по каким-либо причинам невыгодно выпускать на крупном предприятии. Следует отметить, что многие крупные компании начинали как мелкие предприятия.
Обслуживание
В сфере обслуживания покупатель приобретает не товар, а услугу, то есть умение бизнесмена и сотрудников его фирмы. К предприятиям этого типа относят:
- парикмахерские;
- мастерские;
- фирмы, предлагающие консультационные и аутсорсинговые услуги;
- кафе, рестораны;
- фирмы, предлагающие услуги по очистке одежды, уборке домов, обустройства территорий.
Эта сфера деятельности не требует больших капиталовложений, но дает большую прибыль. Доход и успех такого предприятия очень зависит от личных и профессиональных качеств персонала.
Оптовая торговля
Сюда относятся предприятия, выполняющие посредническую роль между товаропроизводителями и организациями розничной торговли. Особенностью этого вида деятельности является то, что оптовикам приходится зачастую выполнять роль дипломата, когда производитель запаздывает с поставками или меняет цены на продукцию. Основная задача бизнесмена, занимающегося оптовой торговлей – привлечь и удержать как можно большее число предприятий розничной торговли.
Розничная торговля
Розничные продавцы покупают товары у производителей и оптовиков, затем перепродают их, но уже с наценкой. Розничная торговля – это один из наиболее простых и распространенных предприятий малого бизнеса. Размер предприятия – от лотка до супермаркета, но чаще всего это небольшой магазинчик. Успех во многом обуславливается местом расположения и удачно подобранным ассортиментом товаров.
Характеристики того или иного вида бизнеса могут варьироваться. Выбор отрасли или сферы деятельности зависит от наличия у бизнесмена определенных навыков, знаний, размера имеющихся средств. Неизбежны риски, связанные с предпринимательской деятельностью. Однако требования и правила организации успешной работы применимы ко всем видам малого бизнеса, независимо от рода деятельности.