Рано или поздно голову практически любого человека приходит мысль о том, что пришло время прекращать быть чьим-то подчиненным и начинать работать на себя. Это отличное решение, которое обязательно нужно реализовать. Тем более, как выглядит деятельность предпринимателя, ориентировочное представление имеет каждый. Как известно, все и сразу не построишь, поэтому прежде чем занять кресло руководителя собственной компании, нужно будет пройти определенные стадии ее формирования.
Безусловно, любое дело начинается с идеи. Поэтому для начала нужно сгруппировать все свои желания и предполагаемые ожидания, определить, с какой целью и в каком направлении будет зарождаться будущий бизнес. Следует продумать как можно четче и конкретнее все детали, ведь отсутствие хаоса в мыслях – это уже половина успеха. При этом не стоит забывать рассчитать размер стартового капитала и продумать, как им правильно распорядиться на первых порах.
Понятие и роль бизнес-плана в деловой жизни успешного предпринимателя
Теперь наиболее целесообразно перейти к следующей неотъемлемой стадии формирования собственной компании, которая заключается в составлении качественного бизнес-плана.
Многие начинающие предприниматели игнорируют этот очень важный момент, и совершенно напрасно. Ведь наличие правильно составленного бизнес-плана способно предупредить множество проблем, с которыми может столкнуться любой предприниматель, как результат – дело прогорает, остаются лишь разочарования.
В первую очередь, бизнес-план – это унифицированный документ, в котором максимально доступно, кратко и понятно изложена суть будущего бизнеса, его рентабельность и механизм функционирования. Своего рода это инструкция, при помощи которой можно управлять бизнесом, координировать и планировать деятельность, анализировать проблемы, а также находить выход из них.
Чтобы достичь успеха в деловых начинаниях, необходимо знать, как правильно оформить бизнес-план, а также уметь выгодно представить его, заинтересовав нужных людей.
Следует отметить, что бизнес-план составляется не в произвольной форме, а имеет свою структуру, которой следует придерживаться.
Рекомендации, которые помогут составить бизнес-план
- Составление резюме. Одна из наиболее решающих частей бизнес-плана, раскрывающих суть проекта. От того, как будет представлена эта обзорная часть, напрямую зависит заинтересованность потенциального инвестора. В этом разделе необходимо описать компанию и цель проекта, акцентировать внимание на наиболее интересных моментах бизнес-идеи, привести финансовые показатели, подчеркивающие эффективность проекта, указать желаемый объем привлекаемых кредитных средств, а также ориентировочный порядок и срок их возврата, отметить наличие сертификатов и патентов, а также обязательно аргументировано убедить в надежности компании.
- Характеристика предприятия. В этой части нужно наиболее подробно описать компанию. На каком этапе развития находится предприятие, в какой сфере развивается, каковы цели и намерения, отличия от других предприятий, а также показатели конкурентоспособности.
- Характеристика качества товаров и услуг. Нужно всесторонне описать предоставляемые товары либо услуги, затрагивая главные характеристики и возможности применения, подчеркивая преимущества и т.д.
- Маркетинговая стратегия. Очень важная аналитическая часть. Следует изучить рынок с подобной продукцией, проанализировать их ценовую политику и спрос. Одним словом, иметь полное представление о конкурентах, их преимуществах и недостатках. Сделать правильные выводы и на этом фоне суметь убедительно донести инвестору, как предприятие будет действовать в сложившейся обстановке, чтобы занимать лидирующую позицию.
- Команда. Этот вопрос также вызывает повышенный интерес у инвесторов. Ведь перспективные планы и крутые цели – это замечательно, но их нужно кому-то выполнять. Поэтому нужно рассказать о людях, которые будут работать, подчеркнуть их высокие профессиональные качества, опыт и достижения, обязательно подкрепить резюме.
- Производственный план. Следует подробно расписать доходы и их источники, а также конкретизировать, сколько уходит на оплату труда, обслуживание техники, стоимость аренды, закупочные мероприятия. Отдельный абзац нужно посвятить партнерам, поставщикам, покупателям.
- Финансовый прогноз. Придется посмотреть в будущее на 3 года вперед и, проанализировав настоящую ситуацию, основываясь на документах, составить предположительный прогноз окупаемости стартового капитала.
- Жизнь непредсказуема. А значит, в этой главе надо описать возможные риски, порядок действий и способы решения в случае форс-мажорных обстоятельств, критических ситуаций. Также очень важно помнить о том, на неблагоприятные моменты потребуются деньги, с ними гораздо проще находить выход.
- Расходы. Пожалуй, одна из самых интересных частей для инвестора. Нужно тщательно продумать все расходы, в том числе на организационные мероприятия и рекламу компании, о чем подробно изложить в бизнес-плане.
- Приложения. Завершающая часть, сюда нужно поместить все документы, на которые была ссылка в бизнес-плане.
Вывод очевиден: при составлении бизнес-плана важно реально оценивать свои перспективы, быть максимально прозрачным и честным, писать без лишнего красноречия и преувеличений, все должно быть лаконично, убедительно и по сути, с предоставлением документальных фактов.
Для составления индивидуального бизнес-плана можно обратиться за помощью в специализированную компанию, где также можно рассмотреть актуальные варианты готовых бизнес-планов.